Как правильно построить IP-телефонию в офисе

Руководители компаний склоняются к IP-телефонии из-за тарифов. Ведь, когда речь идёт о частых междугородних и международных звонках, тогда IP-телефонию использовать намного выгоднее. Немаловажным преимуществом является и то, что развёртывание такой связи не предусматривает прокладки кабелей и сверления стен. А функций на много больше – есть возможность подключить горячую линию, вести запись звонков, проводить мониторинг их количества и использовать переадресацию.

Но не каждый владелец офиса осознаёт, как создать IP-телефонию с нуля. В этой статье попробуем подробно ответить на этот вопрос.

VoIP

Предварительный анализ

Перед тем, как развёртывать IP-телефонию необходимо составить техническое задание, которое будет определять следующее:

  1. Типы подключённых устройств. То есть, сразу нужно определиться с тем, как будут приниматься звонки: по мобильным, городским телефонам или же при помощи -телефонов. Важно сразу же обозначить количество единиц.
  2. Обдумать вопрос с количеством линий. Сколько будет внешних линий, которые Вам предоставит провайдер, и сколько внутренних. И здесь важно понять, что от количества номеров напрямую зависит количество портов в VoIP шлюзе.
  3. Какую выбрать IP АТС. Выбрать необходимо физическую или виртуальную. Физическую IP АТС стоит выбирать тогда, когда планируется самостоятельное администрирование сети. А если эту задачу перекладываете на провайдера, тогда выбирайте виртуальную IP АТС.
  4. Цена. Сколько Вы готовы тратить на тарифы и обслуживание. По суммарной стоимости можно определить, к какому провайдеру обратиться.

Важная рекомендация! Если часто стоит необходимость в общении по видеосвязи, тогда выбирайте соответствующие устройства для видеоконференций. Только так не будет проблем с чистым звуком, зависанием и хорошим изображением даже с невысокими скоростями Internet.

Составленное техническое задание отдаётся IT-администратору или провайдеру.

Как создаётся телефония

Теперь перейдем ко второму шагу, а точнее к выбору провайдера и тесту скорости.

Для правильного выбора провайдера и тарифа изначально решите, какие коммуникационные задачи будут решаться при помощи IP-телефонии. Не забывайте и о количестве сотрудников. Ведь они будут одновременно принимать звонки. Внимательно изучите скорость провайдера. Советуем для IP-телефонии обращать внимание только на скорости выше 64 Кбит/с.

Выбор устройств для IP-телефонии

Вроде в техническом задании уже должен быть пункт с выбором оборудования, но на этом шаге стоит более подробно изучить этот момент. Так как может быть Вам подойдут IP-телефоны с поддержкой PoE, а раньше Вы об этом не подумали. Их преимущество состоит в том, что не нужно подключение к розетке. Питание будет подаваться параллельно с сигналом по витой паре. Ещё при выборе модели обратите внимание на количество поддерживаемых линий. Этот параметр влияет на возможность принимать количество одновременно поступающих звонков.

Если же Вы решили строить IP-телефонию со стандартными городскими телефонами, тогда нужно купить к ним IP шлюзы. А если будут использоваться смартфоны, тогда необходим шлюз с GSM. И не забывайте о витой паре, интернет-розетках, свитчах и маршрутизаторах.

К сведению, если шлюз будет использоваться не только для телефонов, а и для телефонной сети, тогда рекомендуем приобрести VoIP адаптер.

Настройка и подключение IP-телефонии

Этот шаг весьма индивидуален для каждой отдельной задачи. Но есть и много общего.

При необходимости объединить несколько офисов устанавливается IP-АТС. Если задействованы аналоговые телефоны и шлюз, то сами телефоны подключают к FXS-портам шлюза при помощи кабеля с коннекторами RJ 11/12. К тому же потребуется настройка IP-шлюза в АТС. Подключаете его к ноутбуку, производите настройку маршрутизации и SIP-аккаунтов.

При помощи LAN-порта шлюз подключается к порту FXO Вашей АТС и подсоединяется к электропитанию за счёт розетки. После на DHCP-сервере узнают IP-адрес и производят настройку через web-интерфейс. В интегрированном SIP-прокси вводят номера офисов. Зачастую используются короткие номера.

С GSM-шлюзом точно также подсоединяются сотовые телефоны.

Следующий шаг заключается в том, чтобы в мини-АТС зарегистрировать IP-телефоны и сделать SIP-регистрацию развёрнутой автоматической станции у выбранного провайдера.

Переходим к настройке маршрутизации на АТС. Задача аналогичная проведённой с шлюзами. Например, при выходе на городскую сеть задаётся префикс для этого выхода. В большинстве случаев через 9-ку. Для междугородних звонков настраивается выход, как через аналоговую сеть, так и через IP-телефонию. Так производится перестраховка на случай, когда пропал Internet. При настройке нужно будет указать, что каждый звонок, что проходит по короткому номеру, направлен через IP-телефонию.

При выборе виртуальной АТС Вы избавляете себя от необходимости в сервере. Так для IP-телефонии нужен только шлюз и маршрутизатор. Настроить можно с ПК в своём личном кабинете. Даже сисадмин не нужен. Всё происходит элементарно, а при возникновении вопросов всегда можно обратиться в службу поддержки.

Даже при выборе оборудования для видеоконференций сложностей не будет. Ведь производитель в комплект к устройству прилагает подробную инструкцию. К тому же зачастую интерфейс настроек позволяет быстро во всём разобраться.

По сути, вот и всё, что нужно знать о том, как создать IP-телефонию в офисе. Если вкратце, то всё сводится к следующему:

  • Подсоединяемся к Интернету и проверяем его скорость. Ищем провайдера -телефонии, исходя из предлагаемых услуг и тарифов.
  • Устанавливаем бюджет, учитывая всех сотрудников и поставленные на телефонию задачи.
  • Подбираем устройства – сами телефоны, шлюзы к ним, выбираем тип АТС и заложенные возможности.
  • Вносим настройки и производим подключение -телефонии.

Теги: IP-телефония, VoIP адаптер, IP шлюзы, GSM, IP АТС, SIP