Как правильно построить IP-телефонию в офисе
Руководители компаний склоняются к IP-телефонии из-за тарифов. Ведь, когда речь идёт о частых междугородних и международных звонках, тогда IP-телефонию использовать намного выгоднее. Немаловажным преимуществом является и то, что развёртывание такой связи не предусматривает прокладки кабелей и сверления стен. А функций на много больше – есть возможность подключить горячую линию, вести запись звонков, проводить мониторинг их количества и использовать переадресацию.
Но не каждый владелец офиса осознаёт, как создать IP-телефонию с нуля. В этой статье попробуем подробно ответить на этот вопрос.
Предварительный анализ
Перед тем, как развёртывать IP-телефонию необходимо составить техническое задание, которое будет определять следующее:
- Типы подключённых устройств. То есть, сразу нужно определиться с тем, как будут приниматься звонки: по мобильным, городским телефонам или же при помощи -телефонов. Важно сразу же обозначить количество единиц.
- Обдумать вопрос с количеством линий. Сколько будет внешних линий, которые Вам предоставит провайдер, и сколько внутренних. И здесь важно понять, что от количества номеров напрямую зависит количество портов в VoIP шлюзе.
- Какую выбрать IP АТС. Выбрать необходимо физическую или виртуальную. Физическую IP АТС стоит выбирать тогда, когда планируется самостоятельное администрирование сети. А если эту задачу перекладываете на провайдера, тогда выбирайте виртуальную IP АТС.
- Цена. Сколько Вы готовы тратить на тарифы и обслуживание. По суммарной стоимости можно определить, к какому провайдеру обратиться.
Важная рекомендация! Если часто стоит необходимость в общении по видеосвязи, тогда выбирайте соответствующие устройства для видеоконференций. Только так не будет проблем с чистым звуком, зависанием и хорошим изображением даже с невысокими скоростями Internet.
Составленное техническое задание отдаётся IT-администратору или провайдеру.
Как создаётся телефония
Теперь перейдем ко второму шагу, а точнее к выбору провайдера и тесту скорости.
Для правильного выбора провайдера и тарифа изначально решите, какие коммуникационные задачи будут решаться при помощи IP-телефонии. Не забывайте и о количестве сотрудников. Ведь они будут одновременно принимать звонки. Внимательно изучите скорость провайдера. Советуем для IP-телефонии обращать внимание только на скорости выше 64 Кбит/с.
Выбор устройств для IP-телефонии
Вроде в техническом задании уже должен быть пункт с выбором оборудования, но на этом шаге стоит более подробно изучить этот момент. Так как может быть Вам подойдут IP-телефоны с поддержкой PoE, а раньше Вы об этом не подумали. Их преимущество состоит в том, что не нужно подключение к розетке. Питание будет подаваться параллельно с сигналом по витой паре. Ещё при выборе модели обратите внимание на количество поддерживаемых линий. Этот параметр влияет на возможность принимать количество одновременно поступающих звонков.
Если же Вы решили строить IP-телефонию со стандартными городскими телефонами, тогда нужно купить к ним IP шлюзы. А если будут использоваться смартфоны, тогда необходим шлюз с GSM. И не забывайте о витой паре, интернет-розетках, свитчах и маршрутизаторах.
К сведению, если шлюз будет использоваться не только для телефонов, а и для телефонной сети, тогда рекомендуем приобрести VoIP адаптер.
Настройка и подключение IP-телефонии
Этот шаг весьма индивидуален для каждой отдельной задачи. Но есть и много общего.
При необходимости объединить несколько офисов устанавливается IP-АТС. Если задействованы аналоговые телефоны и шлюз, то сами телефоны подключают к FXS-портам шлюза при помощи кабеля с коннекторами RJ 11/12. К тому же потребуется настройка IP-шлюза в АТС. Подключаете его к ноутбуку, производите настройку маршрутизации и SIP-аккаунтов.
При помощи LAN-порта шлюз подключается к порту FXO Вашей АТС и подсоединяется к электропитанию за счёт розетки. После на DHCP-сервере узнают IP-адрес и производят настройку через web-интерфейс. В интегрированном SIP-прокси вводят номера офисов. Зачастую используются короткие номера.
С GSM-шлюзом точно также подсоединяются сотовые телефоны.
Следующий шаг заключается в том, чтобы в мини-АТС зарегистрировать IP-телефоны и сделать SIP-регистрацию развёрнутой автоматической станции у выбранного провайдера.
Переходим к настройке маршрутизации на АТС. Задача аналогичная проведённой с шлюзами. Например, при выходе на городскую сеть задаётся префикс для этого выхода. В большинстве случаев через 9-ку. Для междугородних звонков настраивается выход, как через аналоговую сеть, так и через IP-телефонию. Так производится перестраховка на случай, когда пропал Internet. При настройке нужно будет указать, что каждый звонок, что проходит по короткому номеру, направлен через IP-телефонию.
При выборе виртуальной АТС Вы избавляете себя от необходимости в сервере. Так для IP-телефонии нужен только шлюз и маршрутизатор. Настроить можно с ПК в своём личном кабинете. Даже сисадмин не нужен. Всё происходит элементарно, а при возникновении вопросов всегда можно обратиться в службу поддержки.
Даже при выборе оборудования для видеоконференций сложностей не будет. Ведь производитель в комплект к устройству прилагает подробную инструкцию. К тому же зачастую интерфейс настроек позволяет быстро во всём разобраться.
По сути, вот и всё, что нужно знать о том, как создать IP-телефонию в офисе. Если вкратце, то всё сводится к следующему:
- Подсоединяемся к Интернету и проверяем его скорость. Ищем провайдера -телефонии, исходя из предлагаемых услуг и тарифов.
- Устанавливаем бюджет, учитывая всех сотрудников и поставленные на телефонию задачи.
- Подбираем устройства – сами телефоны, шлюзы к ним, выбираем тип АТС и заложенные возможности.
- Вносим настройки и производим подключение -телефонии.
Теги: IP-телефония, VoIP адаптер, IP шлюзы, GSM, IP АТС, SIP